Советы логопеда © Октябрьский ЦКРОиР

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации Октябрьского района г. Минска»

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

 


Если ребёнок начал заикаться

Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: "а", "ну", "вот" и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!

Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

Требование говорить медленнее создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

ЗАДАНИЯ

• Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.

• Полезно петь, двигаться под музыку.

• Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.

• Привлекайте детей к спокойным домашним делам.

Режим должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение - не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.

В три года многие дети могут начать занятия с логопедом.

Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

ЗАДАНИЯ

• Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, - незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.

• Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. (Сказки В.Сутеева, рассказы Н.Носова и др.).

• Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтанием по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!!!

Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.

Подробные рекомендации для родителей детей, страдающих заиканием, даны в пособии Т.С Резниченко "Чтобы ребенок не заикался".

Советы учителя-дефектолога

Все чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи.

Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.

Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей, и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдет. О том, что надежда «само пройдет» далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

Позаботьтесь своевременно о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить!

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребенку даётся легко.

Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи. У него будет много ошибок!

Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и деслексия. А это очень непросто исправить! Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.

Правильная, отчетливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелегком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть возрастным. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда!

Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще «свистящих и шипящих») и многое другое.

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша. Эти упражнения достаточно делать5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется « уздечка»:

• Облизывай верхнюю губку!

• Щёлкай язычком!- как лошадка цокает копытами

• Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!

Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук, находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков, вы одновременно развиваете речь ребенка!

Развитие речи ребёнка

Рождение

Пронзительно кричит. Все младенцы во всех странах кричат после рождения, и эти звуки содержат звуки языков мира. Ребенок обучается разговорной речи в том окружении, в котором он растет.

0-1 месяц

Поисковый рефлекс: ребенок ищет сосок груди матери, когда прикасаются к его щеке и губам. Сосательный рефлекс: ребенок сосет, когда ему в рот кладут сосок груди или соску бутылочки. Глотательный рефлекс: может естественным образом глотать. Плачет, это может выражать его различные чувства. Издает всевозможные звуки.

1 месяц

Чувства ребенка выражаются в его плаче.

2-3 месяца

Начинает лепетать.

3-4 месяца

Сосет все подряд. Губы хорошо закрывают сосок груди. Можно кормить с ложки. Улыбается другим людям. Булькает, когда смеется. Играет с различными звуками: ава, ррр, а-х, э-х.

4 месяца

Смеется, лепечет, играет со звуками.

5-6 месяцев

Исчезает сосательный рефлекс. Пьет из чашки (с посторонней помощью). Кусает все, что кладут ему в рот. Лежит и лепечет сам по себе. Повторяет свои собственные звуки.

Подстраивает уровень голоса и силу звука. Выражает настроение.

6 месяцев

Издает более разнообразные звуки. Ребенок может теперь издавать все звуки всех языков мира. Через несколько месяцев звуки, не существующие в языке, на котором говорят вокруг него, исчезнут.

7 месяцев

Осознает свои собственные звуки. Составляет цепочки из согласных и гласных звуков, например, ба-ба-ба, да-да-да, ра-ра-ра.

8-9 месяцев

Много упражняется со звуками, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па.

9 месяцев

Имитирует все звуки, которые слышит.

10 месяцев

Поток лепета, случайные слова, начинает понимать слова.

1 год

Произносит отдельные слова, обозначающие целое предложение. «Мама», например, может обозначать « Мама, я хочу есть».

1,5 года

Все время активен, учится ходить. Развитие речи на этой стадии прогрессирует несколько медленнее, и у ребенка на некоторое время наступает период затишья.

2 года

Говорит предложениями из двух слов: «Посмотри, лампа». Слушает, подражает.

3 года

Говорит предложениями из 3-4 слов. Ребенок обычно обладает большим пассивным словарем. Наибольшее увеличение словарного запаса- между 2,5 и 3 годами. Иногда дети этого возраста начинают «заикаться», т.к. их быстро развивающийся словарь дает им мало времени, чтобы подумать. Эта фаза развития –временная и ребенок не является настоящим заикой. Вместо того, чтоб обращать внимание на это «заикание», ребенку должен быть предоставлен покой и тишина, чтобы он мог обдумать, что именно он собирается сказать, до того как начнет говорить.

4 года

Достаточно хорошо владеет языком. Начинает правильно использовать грамматику. Очень разговорчив, любит считалки и цепочки слов, игру со словами и конструирование собственных слов. Некоторые звуки ему может быть трудно произнести, например, р,л,с.

5 лет

Использует предложения в 4-5 слов. Пользуется речью при игре.

6 лет

Пользуется длинными предложениями. Проявляет интерес к письму и чтению.

Система дидактических игрушек для занятий с детьми раннего возраста

• Дидактические игрушки для нанизывания, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии (торы, кольца, втулки, шары, кубы, полусферы).

• Дидактические игрушки для вкладывания, накладывания, проталкивания, включающие объемные геометрические фигуры ( шары, кубы, призмы).

• Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, полусферы).

• Сборно-разборные народные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца).

• Предметы, сюжетные игрушки, подобранные по каким-либо свойствам, отвечающим дидактическим задачам (цвет, форма, величина, количество). Например: рыбки, куклы и пр.

Развитие мелкой моторики

Многие воспитатели знают, что для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи малыша?

В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Часто родители задают вопрос: когда начинать развивать руку ребенка? Такую работу следует начинать с рождения малыша. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев. С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев). С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из сороны в сторону. С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукоу ногу, для привлечения внимания к ноге можно подвесить яркий помпончик. С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку.

Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани, морковки). С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельновсти (разминание) от кончиков к основанию.Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторогодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка. Интересные игры-шнуровки сейчас можно купить в магазине: пуговки, домики, ежики, деревья, а также игры с различными визами застежек и завязок. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, в которых движения пальчиков сопровождаются речью. Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Малышу объясняют выполнение того или иного задания, родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

"Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.

"Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

 


                           

 

Наш адрес: г. Минск, ул. Воронянского, 11/6.
Телефон: (8-017) 369-21-91(приемная),
(8-017) 369-21-90 (директор)
Наш сайт: oktcko.minsk.edu.by
Хостинг: adm.edu.by