Территориальный центр социального обслуживания населения © Октябрьский ЦКРОиР

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации Октябрьского района г. Минска»

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

 


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

«  21  »       мая   2010

 

Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения

 

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения преемственности и межведомственного взаимодействия работников специальных учреждений образования Министерства образования Республики Беларусь и учреждений социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при переходе выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) на обслуживание в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН).

Выпускниками ЦКРОиР являются лица с тяжелыми и (или) множественными нарушениями (далее - с ТМНР), получающие специальное образование в ЦКРОиР в течение последнего года обучения.

Переход выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН рассматривается как этап в системе непрерывной социальной реабилитации инвалидов. Переход обеспечивает последовательную передачу из ЦКРОиР в ТЦСОН сведений о выпускниках, условиях их семейного воспитания, результатах предыдущих педагогических и реабилитационных воздействий, методах и приемах работы с ними, подходах в оценке  личностного и социального развития.

Применительно к выпускнику ЦКРОиР переход на социальное обслуживание в ТЦСОН означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Этот период требует построения новых отношений между молодым человеком, его семьей и обществом. В жизни лица с ТМНР не имеют широких контактов с окружающими, так как, как правило, испытывают трудности коммуникации, передвижения, адекватного восприятия жизненных ситуаций.

В связи с этим важно обеспечить преемственность и межведомственное сотрудничество органов, организаций и специалистов системы Министерства образования Республики Беларусь и системы органов по труду, занятости и социальной защиты в вопросах  сопровождения и оказания помощи инвалидам.

Осуществление перехода можно спланировать в виде алгоритма, в котором обозначена  последовательность и согласованность  действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН,  их функции на каждом этапе реализации алгоритма, прогнозируемый результат проводимых мероприятий, цель которых -  социальная адаптация лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества их жизни.

Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН  представляет собой набор упорядоченных, последовательных шагов и действий, выполнение которых формирует устойчивые связи между непосредственными участниками процесса перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН (далее – Переход) и обеспечивает создание благоприятных социально-бытовых условий для человека с инвалидностью.

Организационные мероприятия алгоритма следует рассматривать как примерные. Они могут варьироваться, дополняться с учетом специфики региональных условий, наличия ресурсов, большой неоднородности лиц с ТМНР, созданных возможностей для их социализации и др. Временные границы этапов алгоритма также следует рассматривать как условные.

Деятельность специалистов ЦКРОиР, специалистов ТЦСОН, членов семьи в рамках реализации алгоритма Перехода направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных последствий Перехода для выпускника ЦКРОиР, минимизацию психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности его адаптации в новых условиях. Организация процесса Перехода предполагает также оказание лицу с ТМНР и членам его семьи различных видов помощи.

Процесс Перехода должен быть организован на основе следующих принципов: преемственности и непрерывности, педагогического оптимизма, комплексности, сотрудничества с семьей, учета индивидуальных и специфических особенностей выпускника.

Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретенных им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.

Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды либо может остаться нереализованным при неприятии их обществом, ограничении активности в повседневной жизни, а также при наличии негативного опыта социального взаимодействия.

Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.

Принцип сотрудничества с семьей подразумевает активное участие семьи во всех планах реабилитации и направлен на содействие в достижении успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна знать о всех предоставляемых услугах, давать на них согласие, быть равноправным субъектом реабилитационной деятельности.

Принцип учета индивидуальных особенностейличности и ее потребностей, понимание трудностей. Своевременное фиксирование даже самых малых достиженийпомогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.

Непосредственные участники Перехода:

-молодой человек с ТМНР (выпускник ЦКРОиР);

-семья человека с ТМНР (выпускника ЦКРОиР);

-специалисты ЦКРОиР;

-специалисты ТЦСОН.

 

Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:

I. Подготовительный

II. Адаптационный

III. Основной 

IV. Контрольно-оценочный

 

I. Подготовительный этап (январь – май)

 

Задачи этапа:

-       Обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике.

-       Определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН.

-       Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника.

-       Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности  сведений о них.

-       Методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.

 

 

 

Направления деятельности и мероприятия

 

1. Информационное обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1. Разработка и распространение буклетов, бюллетеней о деятельности ЦКРОиР, информационно-просветительских материалов.

2. Подготовка специалистами ЦКРОиР пакета сопроводительных документов на выпускника.

3. Организация и проведение детских мероприятий (дня открытых дверей в ЦКРОиР, акций милосердия, детских праздников и физкультурно-оздоровительных мероприятий, выставок детского творчества воспитанников ЦКРОиР и др.) с приглашением родителей и специалистов ТЦСОН.

4. Обсуждение индивидуальных особенностей выпускников со специалистами ТЦСОН.

 

 

1. Посещение семьи выпускника ЦКРОиР для информирования о возможностях и перспективах обслуживания их ребенка в ТЦСОН.

2. Ознакомление с материально-бытовым положением семьи, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, разъяснение порядка оказания государственной адресной социальной помощи в случае, если семья является малообеспеченной.

3. Определение перечня наиболее предпочтительных занятий для выпускника ЦКРОиР, а также условий, необходимых для проведения занятий.

4. Анализ штатного расписания отделения ТЦСОН на предмет его соответствия выполнению задач, связанных с приходом нового выпускника ЦКРОиР в следующем году, и, в случае необходимости, внесение в него изменений с последующим утверждением до конца текущего года.

5. Подготовка к открытию новых групп нового профиля в соответствии со спецификой потребностей новых выпускников и утверждаемым штатным расписанием:

ü   составление заявки на внесение изменений в бюджет отделения;

ü   поиск и наем на работу нового(ых) специалистов;

ü   заявка на закупку оборудования для новой группы и подготовку помещения для занятий.

 

  1. Начало взаимодействия членов семьи выпускника со специалистами ТЦСОН: знакомство, информирование о себе, ребенке, его интересах и приобретенных на данный момент навыках, о видении семьей перспектив на ближайший период, в том числе и о переходе в ТЦСОН.

2. Посещение ТЦСОН.

 

 

2.Методическое обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1. Проведение открытых уроков для специалистов ТЦСОН и родителей.

2. Организация и проведение круглых столов, семинаров-практикумов со специалистами ТЦСОН с целью их ознакомления с условиями, созданными в ЦКРОиР, программами обучения, спецификой работы с детьми с ТМНР.

3. Подготовка для специалистов ТЦСОН перечня публикаций в журналах, учебно-методической литературы, пособий по специальной педагогике, специальной и общей психологии, которые могут быть использованы в целях самообразования.

4. Обсуждение и согласование принципов, содержания и методов работы с выпускниками.

4. Консультирование специалистов ТЦСОН по вопросам ресурсного оснащения среды, структурирования пространства помещений и др.

 

1. Изучение потребности специалистов ТЦСОН в повышении квалификации и обеспечение роста их профессиональной компетенции.

2. Составление и обсуждение примерного плана работы по расширению социальных контактов лиц с ТМНР, организации их досуга совместно с их здоровыми сверстниками, обеспечения доступа к различным областям творческой деятельности

1. Закрепление у молодого человека умений и навыков, приобретенных в ЦКРОиР в условиях семьи.

2. Подготовка выпускника к предстоящим видам занятий в ТЦСОН.

 

 

Ожидаемые результаты:

  • Сведения о новых выпускниках переданы ЦКРОиРом в ТЦСОН и  включены в базу данных.
  • Специалисты ТЦСОН владеют всей полнотой информации о новом выпускнике и его семье и готовы к приему выпускника.
  • ТЦСОН оформил заявку на приобретение оборудования и подготовку помещения к приему новых выпускников, а при необходимости и на наем новых специалистов.
  • Семья обладает ясным видением перспектив для своего ребенка после окончания занятий в ЦКРОиР.

 

II. Адаптационный этап (июнь-сентябрь)

 

Задачи этапа:

-       Формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости   в отношении лиц с ТМНР у персонала ТЦСОН.

-       Организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для полноценного личностного развития молодых инвалидов.

-       Планирование работы в отделении дневного пребывания ТЦСОН  с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР.

-       Разработка индивидуальных программ реабилитации для выпускников ЦКРОиР.

 

Направления деятельности и мероприятия

 

1. Нормативное правовое и методическое обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1. Передача специалистам ТЦСОН пакета сопроводительных документов на выпускника:

ü    документ о специальном образовании;

ü    психолого-педагогическая характеристика;

ü    профиль овладения социально-бытовыми навыками;

ü    профиль овладения элементарными трудовыми навыками.

2. Обеспечение специалистов ТЦСОН методическими, информационными материалами.

 

1. Анализ и систематизациянормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ТЦСОН.

2. Предварительное оформление, систематизация и упорядочение документов на выпускников ЦКРОиР.

 3. При необходимости подготовка запросов на получение недостающих документов, в том числе индивидуальной программы реабилитации инвалида, оформляемой в МРЭК.

4. Составление и обсуждение примерного плана мероприятий по созданию адаптивного реабилитационного пространства в условиях ТЦСОН с учетом опыта ЦКРОиР и реализуемых им направлений деятельности.

5. Пополнение библиотечного фонда специальной литературой.

 

 

2. Ресурсное оснащение среды

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1. Оформление помещений в разном цветовом решении с применением знаков, символов, сигнальных  опор, помогающих молодым инвалидам в самостоятельном ориентировании и осмыслении бытовых ситуаций.

2. Структурирование пространства помещения на специально организованные зоны (трудовой занятости, релаксации, уединения, творческой деятельности и др.).

3. Подбор видов трудовой деятельности с учетом возможностей лиц с ТМНР и соответствующее оснащение помещений, где будут организованы занятия.

1. Участие родителей в персонализации среды, обеспечивающей выпускнику ЦКРОиР ощущение безопасности в новых условиях:

возможность иметь в ТЦСОН предмет, имеющий для него значимость и ценность (семейная фотография, любимая чашка, принесенная из дома, диванная подушка, и др.).

 

 

3. Социально-психологическая организация среды

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1. Оформление выпускника на обслуживание в ТЦСОН, составление договора на обслуживание.

2. Составление краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника, который составляется в ТЦСОН совместно с родителями и с учетом мнения молодого человека с инвалидностью, и подписывается/утверждается руководителем ТЦСОН.

3. Ознакомление выпускника ЦКРОиР с другими членами коллектива и специалистами отделения дневного пребывания для инвалидов, с распорядком работы ТЦСОН и отделения дневного пребывания для инвалидов, его обустройством, правилами поведения и др.

4. Создание доверительной и благожелательной атмосферы в ТЦСОН, обеспечивающей лицам с ТМНР психологический комфорт.

 

1. Участие в составлении краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника

2. Посещение ТЦСОН, знакомство с другими членами коллектива молодых людей с инвалидностью, которые посещают отделение дневного пребывания, и специалистами отделения, с распорядком работы ТЦСОН, его обустройством, правилами поведения и другое.

 

 

Ожидаемые результаты:

-       ТЦСОН готов к приему выпускника: документация на выпускника оформлена, помещение оборудовано для организации занятий и реабилитационных мероприятий, специалист по работе с данной категорией молодых людей с инвалидностью принят на работу.

-       Выпускник и его родители познакомились с другими членами коллектива и специалистами отделения дневного пребывания для инвалидов, с распорядком работы ТЦСОН и отделения дневного пребывания для инвалидов, его обустройством, правилами поведения и др.

-       Краткосрочный рабочий план интеграции выпускника составлен и утвержден руководителем ТЦСОН.

-       Краткосрочный рабочий план апробирован и успешно реализован.

 

III. Основной этап (октябрь – май следующего учебного года)

 

Задачи этапа:

-       Осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН.

-       Создание для лиц с ТМНР равных возможностей  и доступа к участию в различных формах общественной жизни, включение их в активное социальное взаимодействие.

-       Содействие достижению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни лиц с ТМНР.

Направления деятельности и мероприятия

 

1. Основная деятельность

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1. Консультирование  специалистов ТЦСОН (по их запросу).

1. Проведение занятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации:

ü     лечебно-профилактические мероприятия;

ü     занятия по социально-трудовой реабилитации (работа в мастерских);

ü     занятия по психолого-педагогической реабилитации (артерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, ролевая игра, логоритмика,  и др.).

ü    физкультурно-оздоровительные мероприятия.

2. Организация досуга (праздники, встречи, экскурсии, оздоровительные мероприятия, концерты, театральные представления, участие в выставках прикладного творчества, просмотр фильмов и др.).

3. Оценка достижений и изменений в развитии у лиц с ТМНР по сравнению с их исходным состоянием.

1. Взаимодействие со специалистами ТЦСОН по реализации плана социальной реабилитации молодого человека.

2. Своевременное информирование специалистов ТЦСОН о проблемах и трудностях, о пожеланиях молодого человека относительно его пребывания в ТЦСОН, которые он высказывает только в семье.

 

 

2. Информационное обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1. Разработка и распространение информационных бюллетеней о деятельности ТЦСОН.

2. Проведение открытых занятий с молодыми инвалидами с приглашением специалистов ЦКРОиР и родителей.

3. Проведение Дня открытых дверей в ТЦСОН с приглашением родителей, специалистов ЦКРОиР, общественности, работников государственных учреждений.

 

Встречи специалистов ТЦСОН с родителями, оказание помощи семье в установлении контактов с общественными организациями, волонтерами, другими людьми, имеющими сходные проблемы и заинтересованными в сотрудничестве.

 

3. Методическое обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1. Участие в работе круглых столов, семинаров-практикумов по вопросам социальной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью.

2. Обсуждение результатов динамики развития выпускника ЦКРОиР, степени его адаптации в новых условиях в рамках совместных встреч сотрудников ТЦСОН, ЦКРОиР и семьи молодого человека с инвалидностью.

 

1. Проведение открытых уроков для специалистов ЦКРОиР и родителей.

2. Организация и проведение круглых столов, семинаров-практикумов с участием специалистов ЦКРОиР с целью их ознакомления с условиями, созданными в ТЦСОН, индивидуальными программами реабилитации, спецификой работы.

3. Оценка эффективности реализуемых планов реабилитации, своевременное внесение корректив.

4. Подготовка рекомендаций семье по закреплению и развитию социально-бытовых и трудовых навыков лиц с ТМНР, обслуживаемых в ТЦСОН

1. Оперативный обмен информацией между ТЦСОН и семьей.

2. Совместное обсуждение со специалистами ТЦСОН изменений у лиц с ТМНР, их успехов и возникающих трудностей.

 

Ожидаемые результаты

-       В ТЦСОН созданы максимально благоприятные условия для социальной и средовой адаптации выпускникам ЦКРОиР.

-       Реабилитационная работа с выпускником в ТЦСОН проводится по годичному индивидуальному рабочему плану, который обсуждается и утверждается в ТЦСОН совместно с родителями.

-       Выпускник своевременно получает установленные законодательством денежные выплаты и помощь.

-       Комплекс услуг и содержание работы отвечают запросу семьи и потребностям молодого инвалида и содействуют его успешной социализации.

 

V. Контрольно-оценочный этап (июнь).

 

Задачи:

Оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе перехода выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН.

Оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМНР.

Анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.

 

Направления деятельности и мероприятия:

 

-       Круглый стол с участием специалистов ЦКРОиР, родителей, работников государственных органов по итогам межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН.

 

Показатели достижения ожидаемых результатов.

-       Все выпускники ЦКРОиР зачислены  в ТЦСОН по месту жительства.

-       В местном сообществе сформировано толерантное отношение к инвалидам, отсутствуют факты их неприятия.

-       Созданы благоприятные условия для социальной адаптации и  интеграции лиц с ТМНР в общество.

-       Достигнута положительная динамика функционирования у лиц с ТМНР в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации.

-       Расширение социальных контактов лиц с ТМНР, их трудовая занятость и участие в общественной жизни  положительно влияют на повышение качества их жизни.

 

 

 

  Льготы и гарантии семьям, воспитывающим детей - инвалидов

подробнее.../свернуть

Льготы и гарантии семьям, воспитывающим детей - инвалидов

Информационная памятка о правовых гарантиях семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК):

В соответствии со статьей 268 ТК расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7 - 9 статьи 42 и статьей 47 ТК. При этом в законодательстве нет запрета на прекращение трудового договора по иным основаниям.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, а также статье 268 ТК запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет). Другие причины могут быть основанием для отказа в приеме на работу на общих основаниях (отсутствие соответствующего образования, необходимого стажа работы, опыта работы по специальности и др.).

Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (статьи 120, 263 ТК).

Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника до истечения шести месяцев работы у нанимателя (статья 166 ТК).

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет - в летнее или другое удобное время (статья 168 ТК).

Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (статья 189 ТК).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ч.1 статьи 265 ТК). Свободный день в месяц предоставляется работнику по основному месту работы независимо от того, на условиях полного или неполного рабочего времени он работает, ежемесячно в выбранный им по согласованию с нанимателем день месяца (п.2 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.06.2014 №34).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (мачехой или отцом (отчимом) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению (ч.2 статьи 265 ТК). Свободный день в неделю предоставляется работнику при наличии следующих условий:

в семье работника воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет либо трое и более детей в возрасте до 16 лет;

работник в этой рабочей неделе занят на работе пять или шесть рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в неделю не менее установленной в статьях 112–114 ТК РБ;

другой родитель (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, признан инвалидом, получает ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.2 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.06.2014 №34).

Дополнительный свободный от работы день в неделю не предоставляется в ту неделю, в которую работнику предоставляется дополнительный свободный от работы день в месяц (статья 265 ТК).

Работающие отец, другой родственник, член семьи, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери, а также опекун (попечитель) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (статья 271 ТК).

Контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов (Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180).

Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон):

- при назначении социальной пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет пенсии исчисляются при степени утраты здоровья: первой – 80 %, второй – 85 %, третьей – 95 %, четвертой – 110 % наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ) за два последних квартала (статьи 72, 73 Закона);

- включение в стаж работы для назначения трудовых пенсий времени ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (статья 51 Закона);

- право матери, воспитывавшей ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из которых не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (статья 5, часть первая 20 Закона).

- право отца, воспитывавшего детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из которых не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой статьи 20 Закона и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью (статья 5, часть вторая статьи 20 Закона).

* Управление по труду, занятости и социальной защите Минского РИК тел: 204-05-26, 204-00-71.

Согласно Закону Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (статья 18):

дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси.

бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях.

Согласно Инструкции, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 03.08.2001 № 9 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2007 № 191), материальная помощь из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики оказывается детям-инвалидам, с выплатой денежной суммы опекуну, органами по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии в случаях: причинения вреда их здоровью и (или) имуществу, возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 6, тел: 542-08-76.

Согласно п. 25 перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг»)территориальными центрами социального обслуживания населения предоставляются услуги почасового ухода за детьми (услуги няни) семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов) – не более 20 часов в неделю до достижения ребенком возраста 18 лет; кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком, в том числе за ребенком-инвалидом – не более 4 часов в неделю в переделах норм времени, установленных на оказание услуги няни.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 17, тел: 517-37-14.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте 
до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении условий, указанных в статье 18 Закона.

Пособие назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах: на ребенка-инвалида со I или II степенью утраты здоровья — 100 % БПМ; на ребенка-инвалида с III или IV степенью утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно – 
100 % БПМ, после достижения возраста 3 лет – 120 % БПМ.

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет.

Пособие назначается на каждого ребенка старше 3 лет в следующих размерах: на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет – 70 % БПМ; на других детей – 50 % БПМ.

* Управление по труду, занятости и социальной защите Минского РИК тел: 204-05-26, 204-00-71.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий; обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 16, тел: 517-37-13.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон):

лекарственное обеспечение и обеспечение техническими средствами социальной реабилитации детей-инвалидов

право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (пп. 1.13 п. 1 статьи 10 Закона);

право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, а также право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (пп. 2.2 п. 2 статьи 11 Закона)

* обеспечение техническими средствами соиальной реабилитации - Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 17, тел: 542-35-47.

Санаторно-курортное лечение детей-инвалидов

право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) имеют (пп. 4.7 п. 4 статьи 12 Закона);

лица, сопровождающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (п. 5 статьи 12 Закона).

Льготы по проезду детей-инвалидов

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства. Это право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (п. 13, 17 статьи 13 Закона);

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси. Это право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (пп. 1.12, 1.17 п. 1 статьи 14 Закона).

Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон):

гарантии в сфере занятости

родителям, воспитывающим детей-инвалидов, государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения как особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11 Закона);

гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов (статья 24 Закона).

Льготы по жилью

право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (подпункт 63.11 пункта 63 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16 декабря 2013 г. № 563);

право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ));

внеочередное право на получение льготных кредитов имею граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.2 пункта 1 Указа);

право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений имеют граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.3 пункта 1 Указа).

Согласно кодексу об образовании Республики Беларусь 

(далее – Кодекс об образовании):

Согласно подпункту 1.2 части 1 статьи 180 Кодекса об образовании вне конкурса (а при проведении вступительных испытаний по специальности – при получении положительных отметок) для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов принимаются дети-инвалиды, инвалиды I или II группы, которым в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) или медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) не противопоказано обучение в учреждении образования;

В соответствии с частью 2 статьи 180 Кодекса об образовании преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования в порядке перечисления имеют дети-инвалиды, инвалиды I или II группы, которым в соответствии с заключением ВКК или МРЭК не противопоказано обучение в учреждении образования, если они поступают на специальности, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, инвалиды III группы.

На основании абзаца 4 части 5 статьи 42 Кодекса об образовании инвалидам, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства назначается социальная стипендия (для лиц, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования и не получающему учебной стипендии);

Согласно подпункту 3.2 части 3 статьи 44 Кодекса об образовании в государственных учреждениях образования места для проживания в общежитиях предоставляются бесплатно для обучающихся, которые относятся к категории детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Кодекса об образовании бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для: лиц с особенностями психофизического развития; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет; инвалидов с детства; обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы.

Согласно пп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования» детям-инвалидам в возрасте от 18 лет, инвалидам I, II и III группы может предоставляться скидка со сформированной стоимости обучения.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, в высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе» дети-инвалиды, их родители или законные представители имеют право на получение льготного кредита для получения первого высшего образования дневной формы обучения в учебных заведениях.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения высшего образования за счет средств бюджета имеют право участвовать дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие общее среднее образование, профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по выборной специальности.

Источник: http://mrik.gov.by/ttsson/lgoty-i-garantii-semyam-vospityvayushchim-detej-invalidov


  Контакты ТЦСОН Октябрьского района г.Минска

подробнее.../свернуть

 


                           

 

Наш адрес: г. Минск, ул. Воронянского, 11/6.
Телефон: (8-017) 369-21-91(приемная),
(8-017) 369-21-90 (директор)
Наш сайт: oktcko.minsk.edu.by
Хостинг: adm.edu.by